В материалах об истории нашего города и края автор уже упоминал о Провальском конезаводе. Между тем, история его столь интересна, что заслуживает отдельного рассказа. Итак, на бескрайних курганах восточной Луганщины до самой границы с Воронежской областью раскинулась Провальская (Стрелецкая) степь. Сочные травы, спрятавшиеся в многочисленных балках и оврагах, родники с хрустальною водою, бесконечные просторы, открытые всем ветрам, и табуны лошадей, мчащиеся навстречу ветру. Возможно, эта картина так поразила известного казачьего атамана М.И. Платова, что он основал здесь один из первых на Дону конезаводов. Участвуя в турецких, персидских походах XVIII века, он пополнял завод трофейными лошадьми - арабскими, персидскими, турецкими. Так была сформирована стародонская порода лошадей. Официальной датой возникновения донской породы считают 1770 год. Широкую популярность она получила во время войны 1812 - 1814 гг., когда в составе русской армии 60 тысяч казаков под командованием атамана Платова сражались против войск Наполеона.
В середине XIX в. донское коневодство получило государственный характер. Русская кавалерия и казачьи войска потребовали первоклассных лошадей.
В 1846 году на месте бывшей слободы Провальская был основан Войсковой (Стрелецкий) конезавод. Всего в Войске Донском таких заводов было четыре - три с 20 жеребцами и 250 матками в каждом заводе. Заводы поставляли жеребцов-производителей для станичных табунов войска, а родившиеся кобылы иногда выдавались беднейшим казакам бесплатно из-за дешевых расценок: важно было сохранить известную породу донских лошадей.
Войсковой Провальский конезавод работал с 1846 г. до 1 мая 1965 г. (вероятно, эта дата не точна, потому что автор хорошо, помнит, как в конце 60-х годов на окраинах поселка бывшей шахты N26 появлялись заводские лошади. Пытаться ловить их не рекомендовалось: норовистые были, запросто лягнуть могли, а хозяину подворья, где находили лошадь с тавром Провальского завода, грозила тюрьма. В те годы мальчишки с «двадцать шестой» ходили в конезавод на заработки. Зарабатывали не ахти как много, но расценки на прополке кукурузы, свеклы и подсолнечника казались куда какими справедливыми по сравнению с тогдашними расценками в соседнем с городом колхозе имени Платова. Завод имел 22882 гектара земли, насчитывал уже 1488 лошадей.
Содержание завода обходилось в 74275 руб.
Для центрального управления заводом при начальнике штаба Войска Донского выделялся чиновник для особых поручении и ветврач; при войсковом управлении войскового округа - помощник старшего адъютанта и четыре писаря, для местного управления - смотритель завода, письмоводитель, шесть табунных надсмотрщиков, шесть коновалов и 100 казаков полевой службы.
Заведующим складом был урядник Василий Федорович Кащеев, живший в Провалье. В 1871 г. на заводе было 1597 лошадей. Породу провальских лошадей поддерживали с трудом, несколько маток купили у конезаводчиков Сальского округа, где родословные книги не велись, а лошади были, в большей части, донской или донской с восточной крови.
По архивным данным, до 1867 г. в Провальском конном заводе доминировала восточная порода, характеризовавшаяся мелкокостностью и низкорослостью. Согласно положению, разработанному во время основания завода, система разведения и содержания лошадей была тут наисуровейшею: все жеребцы, матки и приплод жили под открытым небом и только в холода и бураны их загоняли в базы или затишные места в глубоких балках, в редких случаях кормили сеном, а овса они совсем не знали -целый год кормились подножным кормом.
Уже с 1898 г. завод начал получать лучших по экстерьеру и анатомическим показателям чистокровных жеребцов, и в 1910 г. таких на заводе было уже 15.
Каждый табун имел свой выпас, за границу которого жеребец не выпускал своих, а также не впускал чужих маток. Место водопоя жеребцы также знали отлично и сами гоняли кобыл пить и купаться в ставки, а в жару— в лес или на высокие места - на ветер.
В средине октября всех молодых жеребят отнимали от маток и ставили в теплые помещения на всю зиму, где они ежедневно получали по 2 гарнца овса и по 20 фунтов лучшего степного сена. Для моциона же предназначались и далекие водопои, куда жеребят гоняли трижды в день. Такое положение в Провальском конном заводе сохранялось до гражданской войны, во время которой лошадей экспроприировали части армии генерала Краснова.
Лошади с завода неоднократно побеждали на скачках в России, Испании, Турции, Эмиратах, Чехии. Когда на аукционе продавались лошади Провальского (Стрелецкого) конезавода, на торги собирались любители лошадей со всего мира. Цена животного зачастую поднималась в десятки раз от начальной и доходила до сотен тысяч долларов. Завод приносил немало валюты в казну государства. Вот какой завод был в Провалъской степи, неподалеку от Гуково. Нынче его нет. На щедро согретой солнцем Луганской земле, среди бескрайних украинских степей расположились старейшие отечественные государственные конные заводы Беловодской группы. Каждый камень здесь дышит историей - ведь многие заводские постройки стоят с екатерининских времен. Стрелецкий (Провалъский) конный завод вписал славные страницы в историю отечественного конезаводства. Кажется, эти белокаменные стены помнят еще ржание знаменитого Ценителя. Но у конных заводов, как и у людей, бывает непростая судьба. В XVIII веке российская армия ощущала острую потребность в хороших лошадях. Назрела необходимость в государственных конных заводах, которые снабжали бы лошадьми армию. В 1773 году императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении конных заводов в Старобельском районе Харьковской губернии возле хуторов Чечень, Бондарев, Бараниковский и Волкодавов (ныне это Меловской район Луганской области Украины). Здесь, у подножия меловой горы Перервы, в месте слияния рек Меловой и Камышиной, и был построен к 1805 году Стрелецкий конный завод. Первые лошади сюда были переведены из старейшего в Беловодской группе Деркульского конного завода: три жеребца и семьдесят кобыл. Место как нельзя лучше подходило для коневодства: сухой континентальный климат, богатые минералами черноземы на меловых породах, целинные степные пастбища позволяли вырастить крепкую, здоровую, с прочным костяком лошадь. Сегодня в 15 км от конного завода располагается заповедник «Стрелецкая степь», где растет до ста видов трав, причем, в отличие от сеяных пастбищ, заповедная степь не выгорает в течение всего лета.
Название конному заводу дала слобода Стрельцова. Она выросла на месте хутора Чечень и сначала называлась Чечевкой. По преданию, здесь когда-то жили высланные Петром I стрельцы, так что когда жители слободы подали «на высочайшее имя» прошение о переименовании слободы, Екатерина II удовлетворила их просьбу.
Стрельцы были хорошими конниками, и, возможно, это было не последним аргументом в пользу основания завода. Задачей Стрелецкого завода было выращивать лошадей для армии под офицерское седло, и хозяйство поддерживало тесные связи с кавалерийскими частями. В свою очередь, в завод приходили отслужившие срок кавалеристы. В Стрельцовке существовали целые династии конников. Старинные постройки завода стоят с XIX века (к сожалению, не все они сохранились). По рассказам старожилов, камень, из которого сложены стены конюшен, везли из карьера, расположенного в 70 км от Стрельцовки, у станции Миллерово.
Камень везли на крестьянских телегах, и по дороге возчик должен был вручную обтесать его до определенных размеров. На месте оставалось только дошлифовать камни и подогнать один к другому.
Настоящее произведение зодчества - конюшня для жеребцов-производителей со случным манежем, ставшая своеобразной визитной карточкой завода. Однако приводит в восхищение не только красота этого здания, но и его функциональность. Стены полуметровой толщины (с северной стороны они толще, чем с южной) прекрасно защищают от зимних морозов, продумана система вентиляции и отопления.
Нестеренко В.
Нестеренко В. Об одном из первых донских конезаводов [Текст]//Провинция.- 2009.-17 янв.-С.1,2