Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
 



Об одном из первых донских конезаводов


В материалах об истории на­шего города и края автор уже упоминал о Провальском конеза­воде. Между тем, история его столь интересна, что заслуживает отдельного рассказа. Итак, на бескрайних курганах восточной Луганщины до самой границы с Воронежской областью раскинулась Провальская (Стрелец­кая) степь. Сочные тра­вы, спрятавшиеся в мно­гочисленных балках и оврагах, родники с хрустальною водою, беско­нечные просторы, от­крытые всем ветрам, и табуны лошадей, мча­щиеся навстречу ветру. Возможно, эта картина так поразила известно­го казачьего атамана М.И. Платова, что он основал здесь один из первых на Дону конеза­водов. Участвуя в ту­рецких, персидских по­ходах XVIII века, он пополнял завод трофей­ными лошадьми - араб­скими, персидскими, ту­рецкими. Так была сформирована старо­донская порода лоша­дей. Официальной да­той возникновения дон­ской породы считают 1770 год. Широкую по­пулярность она полу­чила во время войны 1812 - 1814 гг., когда в составе русской армии 60 тысяч казаков под командованием атама­на Платова сража­лись против войск На­полеона.

 

В середине XIX в. донское коневодство по­лучило государствен­ный характер. Русская кавалерия и казачьи войска потребовали первоклассных   лошадей.

 

В 1846 году на месте бывшей слободы Про­вальская был основан Войсковой (Стрелец­кий) конезавод. Всего в Войске Донском таких заводов было четыре - три с 20 жеребцами и 250 матками в каждом заводе. Заводы постав­ляли жеребцов-произ­водителей для станич­ных табунов войска, а родившиеся кобылы иногда выдавались бед­нейшим казакам бес­платно из-за дешевых расценок: важно было сохранить известную породу донских лоша­дей.

 

Войсковой Провальский конезавод работал с 1846 г. до 1 мая 1965 г. (вероятно, эта дата не  точна, потому что автор хорошо, помнит, как в конце 60-х годов на окраинах поселка быв­шей шахты N26 появ­лялись заводские ло­шади. Пытаться ловить их не рекомендовалось: норовистые были, зап­росто лягнуть могли, а хозяину подворья, где находили лошадь с тав­ром Провальского за­вода, грозила тюрьма. В те годы мальчишки с «двадцать шестой» хо­дили в конезавод на заработки. Зарабатыва­ли не ахти как много, но расценки на прополке кукурузы, свеклы и подсолнечника казались куда какими справед­ливыми по сравнению с тогдашними расценка­ми в соседнем с городом колхозе имени Плато­ва. Завод имел 22882 гектара земли, насчи­тывал уже 1488 лоша­дей.

 

Содержание завода обходилось в 74275 руб.

 

Для центрального управления заводом при начальнике штаба Вой­ска Донского выделялся чиновник для особых по­ручении и ветврач; при войсковом управлении войскового округа - по­мощник старшего адъ­ютанта и четыре писа­ря, для местного управ­ления - смотритель завода, письмоводитель, шесть табунных над­смотрщиков, шесть ко­новалов и 100 казаков полевой службы.

 

Заведующим скла­дом был урядник Васи­лий Федорович Кащеев, живший в Провалье. В 1871 г. на заводе было 1597 лошадей. Породу провальских лошадей поддерживали с тру­дом, несколько маток купили у конезаводчиков Сальского округа, где родословные книги не велись, а лошади были, в большей части, донской или донской с восточной крови.

 

По архивным дан­ным, до 1867 г. в Провальском конном заво­де доминировала вос­точная порода, харак­теризовавшаяся мелкокостностью и низкорослостью. Согласно поло­жению, разработанно­му во время основания завода, система разве­дения и содержания ло­шадей была тут наису­ровейшею: все жереб­цы, матки и приплод жили под открытым не­бом и только в холода и бураны их загоняли в базы или затишные места в глубоких бал­ках, в редких случаях кормили сеном, а овса они совсем не знали -целый год кормились подножным кормом.

 

Уже с 1898 г. завод начал получать лучших по экстерьеру и анато­мическим показателям чистокровных жереб­цов, и в 1910 г. таких на заводе было уже 15.

 

Каждый табун имел свой выпас, за границу которого жеребец не вы­пускал своих, а также не впускал чужих ма­ток. Место водопоя же­ребцы также знали от­лично и сами гоняли кобыл пить и купаться в ставки, а в жару— в лес или на высокие ме­ста - на ветер.

 

В средине октября всех молодых жеребят отнимали от маток и ставили в теплые по­мещения на всю зиму, где они ежедневно по­лучали по 2 гарнца овса и по 20 фунтов лучшего степного сена. Для мо­циона же предназнача­лись и далекие водо­пои, куда жеребят го­няли трижды в день. Такое положение в Провальском конном за­воде сохранялось до гражданской войны, во время которой лоша­дей экспроприировали части армии генерала Краснова.

 

Лошади с завода неоднократно побеждали на скачках в России, Испании, Турции, Эмиратах, Чехии. Когда на аукционе продавались лошади Провальского (Стрелецкого) конезавода, на торги собирались любители лошадей со всего мира. Цена животного зачастую поднималась в десятки раз от начальной и доходила до сотен тысяч долларов. Завод приносил немало валюты в казну государства. Вот какой завод был в Провалъской степи, неподалеку от Гуково. Нынче его нет. На щедро согретой солнцем Луганской земле, среди бескрайних украинских степей располо­жились старейшие отечественные государствен­ные конные заводы Беловодской группы. Каж­дый камень здесь дышит историей - ведь многие заводские постройки стоят с екатерининских времен. Стрелецкий (Провалъский) конный завод вписал славные страницы в историю отечествен­ного конезаводства. Кажется, эти белокаменные стены помнят еще ржание знаменитого Цените­ля. Но у конных заводов, как и у людей, бывает непростая судьба. В XVIII веке российская армия ощущала острую потребность в хороших лоша­дях. Назрела необходимость в государственных конных заводах, которые снабжали бы лошадьми армию. В 1773 году императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении конных заводов в Старобельском районе Харьковской губернии возле хуторов Чечень, Бондарев, Бараниковский и Волкодавов (ныне это Меловской район Луган­ской области Украины). Здесь, у подножия мело­вой горы Перервы, в месте слияния рек Меловой и Камышиной, и был построен к 1805 году Стрелецкий конный завод. Первые лошади сюда были переведены из старейшего в Беловодской группе Деркульского конного завода: три жереб­ца и семьдесят кобыл. Место как нельзя лучше подходило для коневодства: сухой континенталь­ный климат, богатые минералами черноземы на меловых породах, целинные степные пастбища позволяли вырастить крепкую, здоровую, с проч­ным костяком лошадь. Сегодня в 15 км от конного завода располагается заповедник «Стрелецкая степь», где растет до ста видов трав, причем, в отличие от сеяных пастбищ, заповедная степь не выгорает в течение всего лета.

 

Название конному заводу дала слобода Стрель­цова. Она выросла на месте хутора Чечень и сначала называлась Чечевкой. По преданию, здесь когда-то жили высланные Петром I стрель­цы, так что когда жители слободы подали «на высочайшее имя» прошение о переименовании слободы, Екатерина II удовлетворила их просьбу.

 

Стрельцы были хорошими конниками, и, воз­можно, это было не последним аргументом в пользу основания завода. Задачей Стрелецкого завода было выращивать лошадей для армии под офицерское седло, и хозяйство поддерживало тесные связи с кавалерийскими частями. В свою очередь, в завод приходили отслужившие срок кавалеристы. В Стрельцовке существовали це­лые династии конников. Старинные постройки завода стоят с XIX века (к сожалению, не все они сохранились). По рассказам старожилов, камень, из которого сложены стены конюшен, везли из карьера, расположенного в 70 км от Стрельцовки, у станции Миллерово.

 

Камень везли на крестьянских телегах, и по дороге возчик должен был вручную обтесать его до определенных размеров. На месте оставалось только дошлифовать камни и подогнать один к другому.

 

Настоящее произведение зодчества - конюш­ня для жеребцов-производителей со случным манежем, ставшая своеобразной визитной кар­точкой завода. Однако приводит в восхищение не только красота этого здания, но и его функцио­нальность. Стены полуметровой толщины (с се­верной стороны они толще, чем с южной) пре­красно защищают от зимних морозов, продумана система вентиляции и отопления.

                                                                             Нестеренко В.

Нестеренко В. Об одном из первых донских конезаводов [Текст]//Провинция.- 2009.-17 янв.-С.1,2