Каждый человек является потребителем самых разнообразных товаров и услуг. В свою очередь процесс получения этих самых товаров и услуг не всегда бывает таким радостным, как хотелось бы нам всем. К сожалению, интересы потребителя зачастую нарушаются.
В 1992 году был принят Федеральный Закон «О защите прав потребителя», и в этом же году был создан отдел торговли, общественного питания и защиты прав потребителей администрации города. За прошедший период времени проделана огромная работа с руководителями предприятий потребительского рынка, а также целенаправленные мероприятия по защите интересов и прав потребителя. С 2008 года в отделе работают 3 специалиста. Проведенная на 1 января 2009 года инвентаризация предприятий потребительского рынка показала, что на территории города свою деятельность осуществляют 578 предприятий торговли, 3 рынка, 2 ярмарки, 77 предприятий общественного питания, 21 аптека, 12 автозаправочных станций, 354 предприятия бытового обслуживания. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года количество предприятий увеличилось на 36 ед., торговая площадь - на 3,6 тыс.кв.м. В соответствии с Постановлением мэра г.Гуково на территории города осуществляется ведение реестра предприятий потребительского рынка города, консультирование хозяйствующих субъектов по правилам продажи отдельных видов товаров, законодательству о защите прав потребителей и другим нормативным актам.
Темы совещаний, проведенных для руководителей предприятий потребительского рынка, отразили весь спектр актуальных вопросов, поднимаемых потребителями товаров и услуг, например, «Соблюдение законодательства РФ в сфере торговли, защиты прав потребителей; вопросы антитеррористической защищенности» , «Вопросы организации торговли и защиты прав потребителей, реализация детских игрушек и товаров детского ассортимента»…
За 2008 год специалисты отдела рассмотрели 140 письменных заявлений потребителей, составили 10 исковых заявлений в суд, было дано 4000 устных консультаций и разъяснений потребителям по Закону «О защите прав потребителей». Изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, нашли свое отражение в принятых нормативно-правовых документах на региональном и местном уровне. В Ростовской области, первой в России, принята Областная целевая программа по Защите прав потребителей, направленная на повышение качества товаров, работ и услуг, правовой грамотности и информированности жителей Дона.
В администрации города Гуково создана и функционирует межведомственная комиссия по защите прав потребителей, разработан и утвержден план мероприятий, направленных на обеспечение выполнения областной целевой программы «Защита прав потребителей на 2008-2010 годы». В нем нашли отражение вопросы организации и проведения комплексных проверок предприятий по соблюдению прав потребителей, семинаров для хозяйствующих субъектов, «круглых столов» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в различных сферах обслуживания (ЖКХ, образование, медицинские услуги, торговля).
Реорганизация
С 1 января 2009 года отдел был реорганизован и получил новое название: «Отдел защиты прав потребителей, торговли и общественного питания». Таким образом, главным направлением деятельности отдела является защита прав потребителей, консультационная и методическая помощь. Участвуя в работе информационных групп администрации города, работники отдела отвечают на вопросы жителей города, помогают разобраться в различных ситуациях, оказывают Консультационную помощь, рассматривают жалобы, организуют проверки по указанным фактам, помогают решить возникшую проблему в досудебном порядке, но если такой возможности нет, то помогали подготовить искомые документы в суд. Специалисты отдела принимают участие в круглых столах, проводимых средствами массовой информации, в прямом эфире отвечают на вопросы зрителей, со страниц периодических изданий знакомят граждан с изменениями и дополнениями, принятыми в действующем законодательстве.
Умейте защищать свои права
Закон «О защите прав потребителей» помогает гражданам действовать в соответствии с принятыми юридическими нормами, но он не гарантирует им, что эти правила будут соблюдены продавцом, производителем товаров, руководителем предприятия. Поэтому потребитель должен уметь защитить свои права, аргументировать свои доводы, ориентироваться в Законе «О защите прав потребителей». С 1 января отдел защиты прав потребителей, торговли и общественного питания администрации рассмотрел обращения граждан в сферу торговли (сто тридцать письменных заявлений, две тысячи консультаций по телефону «горячей линии», четыре тысячи устных консультаций); бытовые услуги (восемнадцать письменных и семьдесят пять устных консультаций); в судебном порядке было удовлетворено сто тридцать восемь обращений.
Памятка, разработанная специалистами отдела, подскажет потребителям, как в соответствии с действующим законодательством действовать в различных ситуациях, затрагивающих их интересы.
В последнее время много жалоб потребителей связано с продажей сотовых телефонов, их поломкой, ремонтом. Будьте внимательны и не идите на поводу у продавца. Изучите «Памятку потребителя», особенности взаимоотношений между покупателем и продавцом.
Следуя простым правилам, можно избежать ненужных ссор и конфликтов, в итоге «покупатель» останется довольным, и интересы «продавца» будут соблюдены.
Тараненко О. Главное – защита потребителя [Текст]/ О.Тараненко// Провинция.- 2009.- 14 марта.- С.3