Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
 



Соколов Михаил Александрович


Михаил Александрович Соколов,  наш земляк из хутора Павловка, с 1935 г. в рядах РККА. Здесь же он получил специальность шофёра и автомеханика, освоил вождение и ремонт всех видов автомобилей. В 1939 г. часть, в которой служил Михаил Соколов, была переброше­на в Белоруссию, на границу с Польшей. Краткосрочная польская кампания, в которой участвовал и Михаил, завершилась без больших жертв. 156-й автобатальон, в кото­ром служил Михаил Александро­вич, спешно был переброшен на север, начиналась советско-фин­ляндская война. Михаил Алексан­дрович вспоминает: «Это была со­всем другая война. Столько обмо­роженных, раненых и погибших я не видел больше нигде. И сам про­стыл, но выкарабкался. Болота, незамерзающие при минус 30, вы­водили из строя сотни наших бой­цов без всяких боёв, валенки про­мокали - и спустя несколько часов обморожение и ампутация конеч­ностей. Финны прекрасно исполь­зовали местные условия, наших бойцов держали под непрерывным обстрелом, а к ночи всё прекраща­лось, и раненые, и живые превра­щались в сосульки».

 

Сейчас опубликованы данные, которые долгие годы были боль­шим секретом, но только для нас. За 103 дня военных действий Крас­ная Армия потеряла 126 тыс. бой­цов и командиров, убитыми, умер­шими от ран и пленными (пленных - 25 тыс. человек). Умножьте это число на 3 и вы получите число раненых, четверть из которых ста­ли  калеками.  Наибольшие  потери наших войск пришлись на декабрь 1939 г. и январь 1940 г. Михаил Александрович рассказывает: «По прибытии на фронт нас, шоферов и специалистов, каждого четвёрто­го, снимали с автомашин, вручая автоматы, отправляли в пехоту. Командир  автобатальона  знал меня ещё с польской кампа­нии и  как специалиста по ремонту вездеходов отозвал в   автобатальон.  Техника   в условиях этой войны выхо­дила из строя в течение нескольких дней. Дни и ночи  ремонтники   возвращали   к  жизни искалеченные везде­ходы и автомобили».

 

13 марта 1940 г. Финлян­дия была вынуждена подпи­сать перемирие, началась де­мобилизация. Приводили в порядок технику, обустраи­вали новые места расположе­ния, уже на финской территории. Михаилу Александро­вичу особенно запомнилось отношение к красноармейцам: «Очень обидно нам было после окон­чания войны. Никто из демобилизо­ванных не получил нового обмунди­рования, а обносились мы, стыдно было смотреть, не то что появиться где-либо. Кое-как подремонтирова­ли свое обмундирование, пришили свежие подворотнички и домой». «Мирный». 1940 г. завершался, сол­даты возвращались домой. Полгода пробыл дома Миша Соколов, и вот настал июнь 1941 года.

 

С первых дней войны мобилиза­ция и тяжелейшие оборонитель­ные бои на Украине. Здесь не шёл разговор о том, что ты умеешь. Вот тебе винтовка и сдерживай. В бою под Волковинцами Хмельницкой области 18 июля Михаил был ранен в ногу. Сани­тарный эшелон, в кото­рый попал и Михаил, про­двигался на восток. В Ума­ни высадившийся немец­кий десант отрезал сани­тарный эшелон. Только через 3 дня удалось про­рваться, ежедневные бом­бёжки, потери. Но судьба щадила Михаила. Проез­жая на Ростов через Гуково, на станции удалось пе­редать весточку родным, что жив, направляюсь в госпиталь, 2 месяца про­был в Сталинграде, а затем пере­правили в Астрахань.

 

К декабрю 1941 г. Михаил сдал костыли и начал учиться ходить. Направление в Тацинскую, в рас­пределительный батальон. Врачеб­ная комиссия для полного излечения дала Михаилу ещё один месяц. После проверки документов и знаний за Михаилом закрепили автомобиль и определили в г.Каменск, в полевую ремонтную базу. Фронт приближался к Дону, отступали на Кубань и дальше, в Сочи. Здесь Михаил встретил своего земляка, лейтенанта Овчарова Ивана Анд­реевича, с которым прослужил до конца войны, а потом многие годы работал в Гуково, в автобазе №3. Полевая рембаза обслуживала кав­казский фронт от Сочи до Новорос­сийска. После освобождения Куба­ни Михаил Соколов со своим авто­мобилем был направлен в кавале­рийскую часть, которая в начале 1944 г. вступила на территорию Ирана. Военные действия на тер­ритории Ирана к этому времени были завершены. Английские и аме­риканские войска вытеснили нем­цев из Ирана. Согласно договору наши части вводились в пригра­ничную зону Ирана с Азербайджа­ном до окончания войны с Германи­ей. И вот наконец долгожданное известие: Германия капитулиро­вала. Как ни хорошо в тёплом Ира­не, демобилизацию все встретили на «ура».

 

Михаил Александрович возвра­тился домой, женился, переехали в Гуково, построили дом, воспитали сына и двух дочерей. 40 лет прора­ботал в автобазе № 3 Михаил Алек­сандрович, из них 10 лет после выхода на пенсию. Возил строите­лей и шахтёров бургустинских шахт и, конечно, на его счету сотни отре­монтированных автомобилей. Сей­час Михаил Александрович на за­служенном отдыхе. Пожелаем ему и его родным всего наилучшего.

А. ТАЛОВЕРА

Таловера А. 10 лет в РККА [Текст]/ А.Таловера // Провинция.- 2005.-5 февраля.- С.2